Dmitry Kroutov Music For Theatre

HomeМузыка для театраАнглийский языкСпектакли РубрикаторИрина БезруковaСтатьи. РубрикаторСШГЭС РубрикаторБаза АгентаКомпьютер и детиНаписать письмо

 

Music For Theatre Dmitry Kroutov

RUS            ENG

Дмитрий Крутов

Музыка Для Театра

Географ 
Мери Поппинс 
Аладдин. 
Горе от ума 
Кот в сапогах 
Портфель 
Не в свои сани не садись 
Музыка, написанная по другим поводам 
Форум 

 

 Не в свои сани не садись

Это было первое знакомство с режиссером Сергеем Дмитриевым, и первый спектакль, где срочно потребовалось дописать музыкальный материал, потому что заказанная для спектакля музыка не всегда отвечала режиссерской задаче. В короткие сроки были дописаны: финал 1 акта (аранжировка барыни), потом появились две аранжировки русских народных песен, начало 1 акта, и финал.  

Но интересен для меня спектакль оказался тем, что при его подготовке пришлось познакомиться с огромным количеством русского фолклора. В этом мне помогали друзья из Питера, давно занимающиеся фолколористикой. И здесь в очередной раз пришлось задаться вопросом - что же такое, русская музыка. Ведь нельзя же в серьез считать балалайку и гармошку русскими народными инструментами. Происхождение гусель - тоже под большим вопросом.  Остаются только народные песни, ведь даже дудочки и свирели - это все для тонких детских рук.

С другой стороны русская светская музыка. Если не считать некоторых романсов, то в подавляющем большинстве все это клише c западных образцов. Мне доводилось видеть сотни тоненких нотных изданий той поры, ориентированых на легкое исполнение непрофессиональных домашних музыкантов - практически все это сейчас мертвый, немой материал. Мы можем только догадываься о том, как это исполнялось, какие элементы подчеркивались, каким образом разнообразилось исполнение.

Третьей стороной, представляющей русскую музыку - это помпезная симфоническая школа, сводящаяся к очень узкому кругу русских композиторов. Это десяток известных, порядком изношеных временем произведений, которые вот уже которое десятилетие испытывают долготерпение публики. Проблема не в том, что эта музыка хороша или плоха. Беда в том, что кроме этого мы в России почти не видим образцов яркого, живого музыкального искусства.

Традиционно в этом месте принято называть исключения. Но мы их и так знаем - каждый ценит что-то свое, личное. Вопросы рекламы, опять же , не позволяют запросто называть современных исполнителей. Каждый знает, что живое искусство есть, но его слишком мало. Аналогичный вопрос приходилось решать во время работы над спектаклем "Не в свои сани не садись". И если сейчас назвать главное в музыкальной жизни той эпохи, то это будет прежде всего домашнее музицирование.

И действительно спектакль изобилует самодеятельными, спонтанными вокальными номерами. Эта режиссерская находка Сергея Дмитриева решила основную задачу - зритель ни на минуту не сомневается в достоверности и обыденности этих случайно начинающихся, и неожиданно обрывающихся песен. Первая песня - это офицерские куплеты, которые поют в трактире два случайно встретившихся товарища. "Налей, налей товарищ, заздравную чашу!.." Потом песня - "Ах ты душечка" поется мечтательно захмелевшим Бородкиным, и тут же прерывается развязным "Куманечек, побывай у меня" в исполнении уже совсем окосевшего Маломальского. Сцена завершается дворовым оркестром, который призывает хозяин трактира для пущего своего увесиления...

Дом Русакова тоже полон песен. Тихое мечтание о замужестве Авдотьи  прерывается городским куплетом ее тетки Арины Федотовны. Потм уже песня Бородкина, пришедшего с угощением будет остановлена на полуслове...  И Арина наконец, споет свой романс- мечту...

На спектакле песни и музыка звучат и с улицы, со двора, и даже из за стены на постоялом дворе. Все эти записи исполненные фолклорными коллективами, дополняют атмосферу чистого переживания, выраженного простыми голосами. Вместе с тем, эта пьесса - комедия. И как в каждой хорошей комедии, зрителю нужен взгляд со стороны, чтобы отвлекаясь от сопререживания персонажам, можно было оценить ситуацию в целом. Для этого в спектакле и была использована авторская музыка.

Думая о том, как представить взгляд со стороны, мне показалось разумным вспомнить все то, что ассоциируется с "русскостью, патриархальностью" у современных Вихоревых. Во времена, когда взрослые дяди вновь обряжаются в казачьи мундиры, и гордятся навешаными бряцацульками, когда пьяный президент страны танцует в присядку мы должны понимать, что мы сами создаем свой китч, сами продаем балалайки с матрешками.  Сами унижаем достоинство русских людей. За деньги.

Поэтому музыка в спектакле развивается от неясных фраз через обработку "Барыни", через смешение песен к общему финалу, где в общем танце смешивается и осовременивается все - и бесконечные заимствования из немецкой салонной музыки в 19 веке, подражание польским танцам, и новомодный звон православных колоколов. Все это радостно объединяется в современную Умпца-Умпца по мотивам фильмов Гайдая.   

Hosted by uCoz