Музыкальный фильм без единой популярной песенки. Здесь нет обычной атрибутики, связаной с традиционной для такого жанра эстрадой. Детская хоровая музыка - мы до сих пор с содраганием вспоминаем пионерские песни, записаные в советскую эпоху. Но Европа, и особенно Франция - это особый случай. Да, мы знаем, что высокая вокальная культура - результат нескольких сот лет традиционного пения во время воскресной мессы. Поэтому, когда речь заходит о полифоническом пении в фильме по документальным воспоминаниям Пьера Моранжа, мы, зрители, только в редкие минуты будем вспоминать о том, что оригинальные записи для этого фильма сделаны высоко профессиональными музыкантами. Потому что во Франции поют лучше, чем в России, и это факт, не требующий доказательств.
И хотя для ценителей хорошей музыки этот фильм окажется дорогим подарком, поговорим о бытовой сфере. Детальное воссоздание жизни детского исправительного учреждения позволяет многое понять и сопоставить. Например, каков контингент детей, которые отдаются на перевоспитание? Если рассмотреть выходки и проказы, которые себе позволяют мальчики в этом фильме, мы не найдем ни одного случая, который вышел бы за рамки наших представлений об обычных детских шалостях. Даже дурацкий случай, когда преподаватель чуть было не лишился глаза произошел не столько по злому умыслу, сколько по обычному детскому недоразумению. Да, в фильме еще есть эпизод с кражей. Мальчик ворует для того, чтобы купить воздушный шар. Удивлены?
Есть даже эпизод с поджогом и нападением на директора. Но директор не благороден, и это вызывает среди детей протест, когда-то называемый "естественным". Однако, сейчас, когда мы не протестуем и по гораздо более значимым поводам, чем чья-то нечистоплонтность, стоит отмерить благородство нашей эпохи в единицах измерения пятидесятилетней давности.
Присмотримся еще внимательнее к этим "трудным детям". Оказывается в каждом классе собраны мальчики совершенно разных возрастов. И при этом старшие не унижают младших, не избивают их, не подвергают издевательствам. Сейчас, когда в каждом классе почти каждой школы есть свои "заводилы", диктующие правила, свои жертвы, подвергающиеся публичным издевательствам, эта школа-лицей для трудных подростков выглядит чрезвычайно странно. Дети просто бузят. Они коллективно отказываются слушаться слишком мягких воспитателей. Вот, пожалуй и все, что можно сказать о них.
Здесь уместно будет вспомнить "Республику ШКИД" и "Педагогическую поэму". Аналогия - почти стопроцентная. В асоциальном поведении детей и подростков отсутствовал момент издевательства и глумления, то есть такой формы поведения, когда оскорбительные акты совершаются ради развлечения и являются формой времяпрепровождения. Между тем, интернет сейчас наводнен роликами, в которых школьники издеваются друг над другом, причем эти акты унижения своих однокласников снимаются на сотовые телефоны. Такие записи становятся предметом постоянного обмена в сети Интернет. По большому счету возникла особая субкультура страшных видеосюжетов в подростковой среде, но мы по прежнему считаем, что речь идет только о частных случаях...
Тут пора задать вопрос: а что индустрия развлечений сейчас не более развита, не более качественная чем несколько десятков лет назад? Получается, чем качественнее дети отдыхают, тем в более острых развлечениях нуждаются... В фильме "Хористы" мы видим, что детей вообще не обременяют досугом. Занятия музыкой становится для них единственным способом получать свежие впечатления. И при этом (и это самое невозможное в наше время) ночью за детьми никто не присматривает. Просто воспитатель уходит, и выключает свет. Попытаемся это осознать, ведь фильм показывает пансион для трудных детей....
Что-то изменилось за прошедшие годы. Изменилось безвозвратно. Исчез структурный и физический голод. Еды с каждым годом становится все больше, фильмы - длиннее, а компьютерные игры - реалистичнее. Книг столько, что нет возможности отслеживать выход новинок. Родители проводят с детьми все больше времени и вместе с тем, наши дети все сильнее нуждаются в том, чтобы структурировать свой досуг, подвергая жестоким издевательствам слабаков в своей среде.
Фильм "Хористы" не решает этих вопросов, но ставит их исподволь. Эти сравнения невозможно не заметить, так же как невозможно пропустить мимо внимания один крошечный эпизод из самого начала фильма. Директор требует, чтобы воспитанники назвали мальчика, совершившего жестокий поступок, на что воспитатель с возмущением говорит - "это же будет донос!". Нам, живущих сейчас в России в начале 21 века, это очевидно или уже нет?
Дмитрий Крутов
2010