Фильм Лох, с простым названием и весьма необычной начинкой, исследует два аспекта: почему красота не приносит счастья, и в чем выигрыш неудачника. И хотя парадоксальная постановка задачи потребовала развития неординарного сюжета, бытовая история, рассказанная режиссером Боря Кобяга адресуется людям с горячим сердцем.
Принято считать, что женская красота, очарование, харизма - это дар божий. Все женщины так или иначе стремятся к этому, получая взамен внимание, успех, любовь... Но что если привлекательнсть - это всего лишь механизмы манипуляции окружающими? Ведь, красота приносит не только всеобщее внимание, но и обостряет внутреннее одиночество, и очарование - это всего лишь способ достичь благополучия, но вовсе не счастья.
Удивительно точный выбор актрисы - Сабрина Гарсиарена, на роль главной героини, определил интеллигентную гибкость, с которой режиссер исследует неуловимое внешнему взгляду несчастье женской красоты. Актрисса пропустила через себя и выплеснула в жестах и репликах сразу три пласта психологических переживаний. Ее непосредственность, кажущаяся непринужденной, ее дружелюбие на грани манипуляции, скрывает напряжение постоянного усилия контролировать происходящее. И только к самому концу фильма внимательный зритель неожиданно для себя обнаружит легкий оттенок печального одиночества, с которым героиня совершает каждое действие в своей жизни.
Мужская линия фильма сосредоточена на параллели. Они могли бы быть отцом и сыном, отчимом и пасынком, друзьями, наконец, но их отношения находятся в промежуточном положении, никогда не останавливаясь, переходя от одного к другому. Удивительный по психологизму мужской дуэт Горка Отксоа и Оскаром Ладором состоялся как лаборатория высшего мастерства актерских секретов, показывая зрителю все новые и новые находки интуитивного взаимодействия.
Первые минуты фильма скорее производят впечатление студенческой забавы, чем серьезного кино. Немало способствует этому и заявленый жанр - комедия, а использованная примитивистская стилистика видео-врезок, напоминающих школьные обучающие фильмы, спровоцирует на поверхносность восприятия. Но когда внутренний контроль после проведенной подготовки отключится, режиссер Горка Отксоа станет говорить о главном. В этом фильме не демонстрируют атрибутов психологизма, не объявляют его, а просто работают с внутренним легко и непринужденно.
Финал фильма также многослоен. Оба героя добиваются своего, но у зрителя не остается ощущения удачи и завершенности. И кажется это главная мысль, которую хотел выразить режиссер - человеческие отношения никогда не бывают статичными. Утверждать любовь надо всю жизнь, каждый день, без выходных и перерывов на обед, не взирая ни на какие провалы и поражения. Такое отношение к жизни, безусловно имеет глубокие протестантские корни, что, безусловно, не характерно для Испании, но современность фильма как раз проявляется в том, что нормы европейског бытового трудолюбия авторы переносят в сферу душевной жизни. И пусть удача сопутствует тому, кто ежедневно трудится, не покладая рук!
Дмитрий Крутов
2010