Ошибки звукорежиссуры
Введение
Подготовка
к спектаклю
Исходные записи
Эквализация
01
Начало спектакля
02 Установление
начального баланса
03 Работа
с детским вокалом
04 Длинные вступления
05
Далекое и близкое
06 Большое и маленькое
07
Низкое
08 Две
секунды чтобы посадить темп спектакля
09
Знай музыку, которую не любишь
10
Каждому действию - своя реплика
11 Высокое
12
В спектакле всегда есть над чем работать
13
Не раньше и не позже
14 Привычка берет
верх
15 Осторожно с монотонными
фонами!
16 Четкая
работа компенсирует неполадки
17
И немного компрессии
18 Чтоб
в наступившей тишине...
19 Два пути
20
Финал
Эта статья подготовлена на основе двух записей одного и того же спектакля. Один проводил я, а другой - мой коллега. Сравнивая эти записи мне пришла в голову мысль показать звукорежиссерскую работу изнутри, так, как она видится во время живой работы со зрителем. |
1. Условия записи. Обе записи произведены на профессиональный монофонический диктофон PHILIPS voicetracer 620, оснащенный встроенным компрессором с приблизительным уровнем сжатия 1:4, и автоматически конвертированные в MP3 (22050Hz mono 64kbs) внутренними алгоритмами диктофона. После нарезки в Sound Forge отрывки были конвертированы заново встроенным кодеком MP3 с такими же параметрами, что и исходная запись. Никакой другой обработки не производилось.
На схеме слева представлен зрительный зал и сценическая площадка.
Зеленым отмечено место звукорежиссера. С этой точки также производились
обе записи спектакля. Нижняя заштрихованная часть зала показывает нависающий над
задней частью зала ярус второго этажа. В конце зала, ровно посередине расположен проход в зрительный зал, который при закрытых дверях образует нишу глубиной около метра. Таким образом, мы видим, что звукорежиссерское место окружено низкочастотными резонаторами. 2. Звуковое оборудование. 3. Расположение материала. Весь материал представлен в виде двух колонок. В левой размещены комментарии к спектаклю, который провел мой коллега, а правый - мой. |
Подготовка к спектаклю оглавление
Не секрет, что подготовка к спектаклю во многом определяет его успех. Актеры распеваются, а звукорежиссер выстраивает микрофоны. Запись справа показывает что происходит когда все начинает складываться не по правилам. Интересны реакции актеров на сложившуюся ситуацию. Видно насколько ответственно подходят они к подготовке. В результате записи спектакля показывают, что не чувствуя себя должным образом подготовленными актеры совершают ошибки, путают текст и реплики. Но! Почему же тогда этот спектакль прошел гораздо лучше, чем тот, который готовился без нарушений? Надеюсь, что подробный анализ обоих спектаклей покажет какими приемами звукорежиссер может помочь актерам, насколько он влияет на общий ход спектакля, и как можно заставить прислушиваться к тихому звуку на исходе второго часа спектакля. |
Первым делом представляю полную запись обоих спектаклей. Их размер велик, но вдумчивый читатель может совершить собственный разбор. |
Первым делом обращу внимание на общую эквализацию обоих спектаклей. Даже беглого осмотра зала, будет достаточно, чтобы задастся вопросом - как влияют симметрично распложенные ниши на уровень восприятия низких частот за звукорежиссерским пультом. При высоте потолка в этом месте всего 2.5 метра мы понимаем, что располагаемся внутри большой полуоткрытой в сторону сцены резонансной структуры. Но достаточно пройти в сторону сцены на 3-4 метра, как высота потолка окажется уже в два раза выше, и, следовательно энергии резонирующих частот будут рассеяны в значительно большем объеме. Другими словами, совершать эквализацию, исходя из непосредственных ощущений за звукорежиссерским пультом, это значит обделять подавляющее большинство зрителей. Однако эта ошибка допускается чаще всего. Потому что психологически трудно перейти к настройке звука, соотносясь не с тем как тебе в данный момент слышится, а с тем, как ты себе представляешь, будет слышаться в другом месте зрительного зала. Самое простое лекарство от этого - чаще быть в театре зрителем. Пересаживаться с одного места на другое. Очень хорошо, если будет возможность поговорить с непредвзятыми зрителями о качестве звука во время спектаклей. Советую говорить об этом прежде всего с женщинами, голова которых не так сильно забита рекламой дорогих акустических систем, и имиджевой статусности в этой связи. Воспринимая звук целиком, сразу, они скажут, если их что-то отвлекало во время спектакля. И эта "расплывчатая" информация может оказаться гораздо более верной, чем суждения мужчин, заимствованные из журналов по автомобильной акустике. Итак, мы услышим, что записи слева имеют срезаные низы, и звучат как бы издалека, в то время, как записи справа обладают преувеличенными акцентами на низких частотах, которые объясняются местными резонансами. |
01 Начало спектакля оглавление
Первый монолог летчика. Звук запускаемого мотора должен быть звуком настоящего самолета, должен быть очень громким. Это должно привлечь внимание зрителей. Звук стартера вообще еле слышен. Голос летчика временами совсем неразличим. |
Мы слышим, что запуск стартера достаточно громок, и он прерывается неожиданным щелчком. После этого наступает тишина. Зрители начинают слышать друг друга. Потом запуск стартера повторяется, снова щелчок - зрители уже ожидают, что что-то должно произойти, после этого начинают прислушиваться. И тогда в наступившей реальной тишине в зале актер начинает выполнять этюд осмотра самолета. Он еще ничего не говорит, а в зале зрители переключили внимание со слуха на зрение. Наконец Летчик поворачивает пропеллер. Двигатель на секунду начинает работать, летчик бросается к кабине, снова включает стартер, но ничего не происходит... И в зале отчетливо слышно, как говорит еще совсем юный наш зритель, которому хорошо было бы показать "Колобка", но этого спектакля нет в репертуаре ТЮЗа... Да, это тоже наши зрители. И к нам иногда даже приносят детей, которые не умеют ходить. Пусть приобщаются. Это специфика нашего театра. Продолжу... И когда начинает звучать голос артиста, он отчетливо ясен, он сразу привлекает внимание зрителей. |
02 Установление начального баланса оглавление
Фрагмент показывает, что баланса между голосом принца и летчика нет. Местами летчик еле слышен. На моно записи это не чувствуется, но при запуске двигателя, зрители услышали, что он заработал не в левой колонке, как положено, а в правой - это небрежность при подготовке к спектаклю. В записи я говорю об этом "фазировка колонок" - конечно же это оговорка. |
Хороший баланс голосов актеров состоит в том, что они сами управляют тем, кто в данный момент говорит ярче, громче. |
Первые фразы в спектакле, оснащенном микрофонами обычно должны отстраиваться до начала. Если это сделано, то мы просто продолжаем поддерживать баланс, привнося маленькие изменения. Есть, однако, заблуждение, которое может послужить причиной
отвратительного баланса. Говорят, что в театре актеры должны
говорить громко, и хорошему актеру микрофоны не нужны. Ни в
коей мере не оспаривая общей правильности этого высказывания,
я хочу отметить, что смысл применения микрофонов в драматических
спектаклях состоит в том, чтобы донести до зрителя именно тихий,
не поставленный на диафрагму естественный голос человека. |
03 Работа
с детским вокалом оглавление
Первая песня принца. Запись показывает, что за балансом голоса и фонограммы никто не следит. Когда мальчик поет куплет - голос и музыка соотносятся хорошо, а в припеве перекрывает музыку. В эти моменты резкий пронзительный голос почти невыносим. Обязатьельно нужно было использовать компрессор на микрофоне, или уменьшать громкость в ручную. |
Выстраивание баланса голоса и фонограммы для юного исполнителя связано с большими трудностями, потому что Принц поет так как может, и очень старается. Наша задача сгладить острые углы - тихое сделать более ясным, а слишком громкое прибрать. А общее звучание фонограммы должно быть громче - человеку должно быть комфортно петь, и будучи погруженным в звук молодой артист начинает творить... |
04 Длинные вступления оглавление
Здесь запуск звука должен был произойти по реплике "Простите,
но я подумал, что вы Баобаб", но в этом фрагменте мы слышим,
что актриса повторяет другую реплику: Как получилось, что человек, который в течении полутора лет видел каждый спектакль по долгу службы, и не запомнил ее? Длинные вступления способны сыграть злую шутку, если звукорежиссер привык запускать звук по последней реплике, а звуковую партитуру составляет на странице в виде списка треков. Чем сложнее спектакль, тем яснее преимущества, которые дают партитуры, написаные по полному тексту пьесы. Далее фрагмент показывает, что звукорежиссер вступлением заглушает вынужденную импровизацию актрисы, и это тоже не правильно. Во-первых с какой стати мы не должны доверять профессионализму актеров. Тянуть время - это наверное одно из первых, чему им приходится научиться на сцене, и мы слышим, что исполнительница не молчит, не отпускает действие и пытается работать. И во-вторых в результате зритель в течении 40 секунд слышит неразборчивую кашу из музыки и слов. Это сильно просаживает темпоритм спектакля. |
Вот как это должно звучать. Обратите пожалуйста внимание, как актриса внимательно слушает музыку, и произносит реплики в точном соотнесении с музыкальными фразами, как точно распределяет время в течении долгого вступления. Это рождает ощущение органичности происходящего на сцене. |
Первое, что придется познать звукорежиссеру в театре - это горечь собственной ошибки. Это сильный стресс, который усугубляется тем, что вы не можете его сразу же отработать - выругаться, совершить несколько резких движений. Е если у актера есть возможность находясь на сцене отрабатывать свои стрессы, то звукорежиссер на это не имеет права. Будучи неотработанным, выброшенный в кровь адреналин накапливается в крови, и его переизбыток приводит к тому, что начинают дрожать руки. На спектакле, который вел мой коллега, я был свидетелем того, как трудно справиться с сильным стрессом в условиях большой ответственности. У человека в течении почти всего спектакля после этой первой ошибки дрожали руки. Но самое страшное даже не в этом. Худшее происходит после. При еще большем увеличении адреналина в крови наступает его переизбыток, и человек впадает в вялое, апатичное состояние. Ему уже все равно что происходит. Он смиряется со всем плохим, и не в состоянии думать о том, как исправить положение. Именно это произошло с моим коллегой к концу спектакля. Но давайте по порядку... |
05 Далекое и близкое оглавление
дуэт Розы и Принца - голос принца перекрывает и музыку, в то время как почти невозможно разобрать, что поет роза. В этом месте голос розы должен быть очень ясным, должен присутствовать дилей, мы должны чувствовать, что планета маленького принца отдаляется от нас. |
Здесь достигнут хороший баланс, и мы без труда слышим и понимаем каждое слово обоих исполнителей, выполняя при этом драматическую задачу - показать, что роза остается на планете, и отдаляется от нас, растворяется, а принц от воспоминаний о Розе переходит в действительную реальность. |
Нарушение баланса используется в частности для того, чтобы показывать разноудаленные вещи. Для этой цели можно дополнительно использовать эквализацию. Однако в песне, где мы ограничены в эквализации требованием разборчивости текста, мы можем использовать дилей вместе с реверберацией. Не смотря на то, что реально удаленные предметы возвращают не дилейные повторы, а реверберационные отражения, современные зрители ассоциируют такие приемы с крайним удалением источника звука. Как это делается - наверное все знают - мы плавно уменьшаем чистый сигнал, замещая его смесью реверберационных откликов и сильно задержанных повторов. Общая громкость совокупного сигнала должна понижаться при этом незначительно, но ощутимо. Тут задача состоит не в том, чтобы реально понизить громкость, а только показать, что громкость снижается. Для этой цели очень полезно использовать обратное нарушение баланса. То есть перед тем, как продемонстрировать, что источник затихает, мы должны по возможности плавно и незаметно увеличить его громкость. Это тонкая работа, которая требует тщательного планирования. А записи проводимых спектаклей очень помогают провести такое планирование. |
06 Большое и маленькое оглавление
Разговор Короля и Принца. Когда король кричит, то звук его могучего голоса должен отдаваться эхом. А здесь реверберация точно такая же как и в предыдущей песне. |
Строго следуя поставленным задачам, мы возвращаем эхо каждый раз, когда король мнит себя властелином мира, и сразу же убираем его, когда он становиться "домашним королем с человеческими слабостями". Да, это шутка с политическим уклоном. |
Стараясь сохранить баланс между голосами исполнителей, мы ограничены в изменении громкости, и большую громаду показываем звуком с более плотным спектром, дополнительно используя отклики пространства. И если одновременно с громадой выступает объект маленький, то мы не должны переживать из за того, что эти реверберационные отклики станут навязчивыми, и потеряют остроту воздействия. Гораздо более трудная задача - показывать громаду соло в течении длительного времени. Здесь для того, чтобы острота восприятия не терялась, мы должны постоянно изменять характер откликов, вплоть до использования предварительно записанных и обработанных звуков, которые совмещаясь с эхом, созданным обработкой в реальном времени будут по разному раскрашивать отклик на каждую фразу. Маленькие предметы хорошо иллюстрируются звуками, в которых присутствует много высоких частот. Например Диндилинь в Питере Пене по версии студии Диснея подзвучивается именно так. |
И только в последней фразе зачем-то появляется эхо. Драматургический смысл этого разговора заключается в том, чтобы показать крайнюю раздвоенность личности короля. А здесь - просто эффект ради эффекта. Прекрасный мощный голос артиста звучит гораздо тише на самых низких нотах. Звукорежиссер обязан помочь в этих местах, чтобы не возникало ощущения, что король в чем-то слаб. |
В театре не поют песни ради песен. Это как раз тот случай, когда музыки должно быть много. Она не зря написана, и сливаясь с голосом, она создает ощущение надвигающейся громады. И обратите внимание, что когда актер сбивается с ритма, он продолжает работать именно в рамках своей задачи, и уже прорубает музыку поперек. Специально такое спеть может только профессиональный певец. И здесь мы видим, что даже формальная ошибка может сыграть на пользу образу, и зритель в ответ реагирует аплодисментами. Послушайте, какой глубины достигает голос актера после этого на последней реплике: "С каждого надо спрашивать то, что он может дать" Ответ зрительного зала моментально раскрыл в актере всю глубину драматического дара, и произошло чудо - это и есть Театр... |
Не секрет, что звуки человеческого голоса в
низкой тесситуре звучат тише. Даже для оперного вокала эта разница
составляет 15-20db. Использование компрессоров в узком спектре
частот самой низкой октавы голоса исполнителя может решить эту
проблему технически, но не в каждом театре есть достаточно оборудования,
чтобы решать и эту проблему правильным способом. |
08 Две секунды чтобы посадить темп спектакля. оглавление
Паузы между фразой "куда тебе надо" и началом следующего трека быть не должно. Это сажает темпоритм. Честолюбец должен вытеснить короля, беспардонно задвинуть его. А произошло это снова из за того, что звукорежиссер не учел, что в этом треке имеется длинное вступление, на которое Король и Принц произносят последние реплики. Здесь фонограмма была дана на 2 секунды позже, чем надо, и мы сразу слышим, что в спектакле появилась дыра... Есть справедливое мнение, что в частотном диапазоне минусовки должны быть подрезаны места под вокал исполнителя. Но когда это правило применяется материалу, который уже сведен с учетом этого, то результат получается очень слабый. Фонограмма в течении всей песни звучит с вырезанной серединой, которой и так там не очень много. Поэтому она кажется такой вялой и не сочной.
|
Вот как это задумывалось, оттачивалось, высчитывалось до секунды. Потому что в этом месте необходимо было показать отлаженную индустрию поп-развлечений, которая движимая честолюбивым эгоизмом сметает все на своем пути. |
Когда ставился этот спектакль, я помню, что последние 3 дня перед премьерой к каждой репетиции (утро и вечер - и того шесть раз) я переписывал диски, ужимая всего по одной-двум секундам то в одном месте, то в другом. Там, где появлялись возможности ошибок в согласованных действиях всего коллектива делались сложные связки из треков, и эти места оттачивались по многу раз. В результате этой большой технической работы спектакль сейчас идет без сбоев, и я не замечаю как едва начав первый акт, мы уже подлетаем к антракту. Таковы общие драматургические задачи первого акта - показать бешенный калейдоскоп современного мира. |
09 Знай музыку, которую не любишь. оглавление
Песня делового человека звучит точно также. В репе и так очень немного средних частот, а тут осталось от музыки одно бульканье. Во время песни слышно, как зрители разговаривают в полный голос. Такая жирная реверберация не используется в музыке стиля рэп.
|
Звукорежиссер не должен выражать своих музыкальных предпочтений. Я к примеру, не люблю рэп, но от этого он не должен звучать хуже на спектакле. Наоборот - в данном месте он используется оправданно, и поэтому должен звучать максимально близко к стандартам своего исполнения. |
Знание музыкальных стандартов в театре необходимо вовсе не для того, чтобы строго им следовать. Если театру требуется классическая музыка, то скорее всего, чтобы посмеяться над ее вычурностью, если что-то в современных стилях, то лишь в крайних его выражениях. Именно поэтому в современной музыке появилось такое огромное количество смешанных стилей. В этом выражается общая потребность - привлечь внимание уникальностью, построенному на базе сравнения разных стилей. И только для того чтобы усыпить бдительность зрителя, расслабить его, может понадобится та музыка, которую мы по настоящему любим. Так для отражения простых, чистых чувств больше всего подойдут минималисты, а глубокое, коренное хорошо отражается фольклорным. Постоянно выискивая крайности в огромном море музыкальных записей, которые теперь стали доступны благодаря наличию закрытых интернет-сообществ, мы многократно убеждаемся в том, что не одиноки в наших поисках. Мы не ищем "чего-то эдакого" - нам просто нужно выполнить режиссерскую задачу максимально точно, не перетягивая зрительское внимание с главного - общего театрального действия. |
10 Каждому действию - своя реплика. оглавление
После фразы Принца "Добрый день" слышно, как артист,
только что закончивший свой номер что-то говорит в микрофон. Это
элементарная грязь. Как-то я разговаривал ее с одной женщиной, коллегой, и спросил ее о том, волнуется ли она после того, как на спектакле совершает ошибки. Она ответила, что никогда не совершает ошибок. Если вам кто-нибудь скажет такое, то не думайте, что вы чем-то отличаетесь от других. Просто мало кто в состоянии признать, что делает ошибки в спектакле. Часть ошибок не замечается самим звукорежиссером. Их можно выявить только на записях спектакля. Эти ошибки не велики. Их еще называют ляпами, или огрехами. Но большая часть серьезных ошибок не замечается самими зрителями. Это совершенно понятно - они видят спектакль скорее всего впервые, и им просто не уследить за всеми мелочами. Но! То, что ошибки остались незамеченными не означает, что от них не было негативных последствий на спектакле. Если весь зал не смог разобрать фразу, и не понял, что произошло, то это в конечном итоге отразится на том, что зрители заскучают. Даже не осознавая причины. Поэтому мы пытаемся предотвращать огрехи в работе не для того, чтобы стать победителями невидимого фронта, а чтобы спектакль стал предельно ясным и понятным для зрителя. И только в том случае, если будет поставлена специальная задача запутать зрителя - будем запутывать. |
Очень показательный момент. Мой диктофон оснащен встроенным компрессором, который делает звучание более приглаженным. На этом отрывке слышно как он работает. Когда артист тянет долгую ноту, то она, будучи очень громкой, заставляет компрессор диктофона снижать общую громкость. И когда долгий звук кончается, слышно, как поднимается громкость музыки. То есть на самом деле перепады громкости на спектакле были в несколько раз более значительными.
|
Сделать так, чтобы ноты верхней части диапазона исполнителя не выпирали над фонограммой, следить за балансом - это задача звукорежиссера. Это как раз та работа, которая должна оставаться незамеченной. |
12 В спектакле всегда есть над чем работать оглавление
Фонограмма введена не правильно. Она не иллюстрирует речь актера (Лис), не поддерживает его, а медленно вплывает, и Лис этим озадачен. Целая часть музыкального вступления осталась неуслышанной зрителями, и значит, не произвела нужного воздействия. |
Вводить фонограмму, установив предварительно уровень громкости, создать необходимые акценты - это такой же важный прием, как и мягкое микширование. Хочется посетовать на то, что в этом фрагменте гарнитура одета на Лиса неправильно - он постоянно дышит в микрофон, и это отдается низкочастотными всплесками. Тогда, стоя перед дилеммой - испортить голос артиста, или замазать огрехи неправильно одетого микрофона, я решил, что голос актера все же ценнее. Однако, прослушивая запись сейчас, убеждаюсь, что надо было искать компромисс.
|
В течении полутора лет жизни спектакль велся с трех звукорежиссерских пультов. В самом начале это была Yamaha DM1000, потом Yamaha LS9, и наконец администрация решила поставить пульт с более внушительным числом ручек, чтобы в зале смотрелся солиднее. Правда это всего лишь аналоговый пульт, лишенный того богатства поканальной обработки, которая была на первых двух цифровых пультах. С тех пор, работая без компрессоров, я начал острее чувствовать казалось бы знакомые голоса актеров, и особенно перепады громкости при смене интонаций. И сколько этот спектакль не идет, каждый раз мне приходят в голову все новые и новые мысли о том, как можно сделать лучше, чище, яснее. |
13 Не раньше и не позже оглавление
Речь лиса оборвана. Микрофон был выключен раньше времени.
Должно было прозвучать: |
Такая ошибка могла быть сделана по двум причинам, и если исключить элементарную невнимательность то остается торопливость, происходящая от волнения. Это не случайно, потому что следующий номер самый сложный в спектакле. И тут, если помните, я продолжу начатую историю про адреналин: |
14 Привычка берет верх оглавление
Здесь мы слышим, как музыка плавно вступает, вместо того, чтобы резко оборвать мальчика. Потому что, и это делалось много раз, - Лис реагирует на это , убегает испугавшись резко появившейся индустриальной громады. А так получается - музыка для приятного прослушивания. Звукорежиссер как бы говорит - приготовьтесь, сейчас мы порадуем вас еще одной песенкой. |
Но на самом деле все гораздо сложнее. Во время стрессовых ситуаций мы непроизвольно выполняем только самые безопасные действия. Совершив уже столько ошибок во время спектакля человека просто "заклинило", и он стал действовать автоматически, казалось бы наиболее безопасным способом. |
Актер, исполняющий роль стрелочника выходит на сцену с выключенным микрофоном, и произносит первую фразу. Звукорежиссер замечает это, включает микрофон, но от чего-то он сразу оказывается выключенным - то ли дрожь в руках, толи просто неловкое движение... И следующая фраза снова оказывается произнесена без микрофона. Здесь ошибка состоит не в том, что микрофон не включен, а в том, что не определена реплика, по которой это действие надо сделать. Отмеченная реплика означает, что вы ждете именно ее, и в нужный момент совершаете нужное действие. А здесь, мой коллега занимался установкой нового звукового трека, просто потому, что это действие для него более привычно. Он просто забыл, что микрофоны надо включать... |
Еще раз напомню о вреде звуковых партитур, в виде списка треков с репликами. Казалось бы, включить микрофон - дело естественное, когда актер выходит на сцену, но этот фрагмент показывает, что даже самые естественные действия нуждаются в точном документировании. |
Здесь после реплики: должен был прозвучать вокзальный звонок и объявление. Мы этого не слышим, потому что звукооператор очень плавно увеличивает громкость звука в место того, чтобы сразу подать звук на необходимой громкости. Добавим, что душевные силы звукорежиссера после стольких ляпов и ошибок уже очевидно на пределе. Он очень боится совершить очередную заметную ошибку, осторожничает, и именно поэтому ее совершает. |
Я надеюсь, что к этому месту я подтвердил свой тезис о том, что в стрессовой ситуации человек способен выполнять только однотипные, простые и безопасные действия, потому что уже неоднократно моим коллегой было сделано это однотипное, безопасное действие: плавный ввод фонограммы, совершенно не предусмотренный в спектакле. |
15 Осторожно с монотонными фонами! оглавление
Бывают фонограммы, громкость которых необходимо не только в нужных местах увеличивать, но и уменьшать. В этом месте было не сделано уменьшение громкости, и фонограмма звучит навязчиво. Оно и понятно, ведь в качестве фона идет монотонная барабанная дробь, напоминающая стук железнодорожных колес на стыках. Хорошим правилом будет заявить такой фон в самом начале громко, а потом только поддерживать на том уровне, чтобы зритель только чувствовал, что звук еще есть. Если нужно в каком-то месте ее снова заявить, то для этого достаточно будет двух-трех более громких ударов в течении 1.5-2 секунд. Если же наоборот, потребуется плавно наращивать громкость, то такого рода фоны позволят делать это эффективно не более 5-6 секунд, после чего звук надо эффективно чем-то оборвать, например собственным эхом, или другим звуком, напоминающим удар. Очень эффектно прозвучит, если оставить тихий фон из совершенно других звуков после такого резкого обрыва звука. Этот эффект многократно применялся в кино, и до сих пор не превратился в общее место. |
16 Четкая работа компенсирует неполадки оглавление
Вот полный номер Стрелочника. В этот раз внезапно отключилось видео, а постановка сильно привязана к тому, что показывается на экране. Полная импровизация. Однако динамика сохранена, и номер состоялся. Зрители награждают аплодисментами. |
17 И немного компрессии оглавление
Очень яркий пример того, что слишком широкий динамический диапазон звука, в данном случае - микрофонный сигнал, с трудом поддается управлению. В начале фрагмента Принц перекрывает фонограмму, а в конце, когда он говорит: - Я устал, посплю немного... То конец фразы почти неразличим на фоне уже затихающей фонограммы. |
Это же место, с очень ровным балансом. Оно, конечно не идеально, потому что не разборчивы последние слова Принца в песне, и в этом месте фонограмма должна звучать на 4db тише чем сейчас. |
Работая длительное время с некомпрессированным
звуком, понимаешь его достоинства, которые заключаются прежде
всего в высокой экспрессии. Но что более важно, понимаешь, что
та степень компрессии, которая часто используется в театральном
звуке чаще всего избыточна. Это я говорю только о микрофонном
сигнале, о звуке человеческого голоса. |
18 Чтоб в наступившей тишине... оглавление
Когда песня стихает, и мы, ожидая тишины вдруг понимаем, что зрители в этот момент разговаривают в голос, то тут есть над чем задуматься. |
Песня кончается, и после аплодисментов наступает тишина. Чувствуется дыхание зала. И в этой тишине слышно даже как Принц говорит без гарнитуры - она свалилась, когда он перед этим "спал" на сцене... И это в окончании 2 акта на детском спектакле! Значит происходящее на сцене захватило воображение зала, зрители сочувствуют и переживают. И значит спектакль состоялся. |
Говорят, что есть разная публика.
Это очень справедливо относительно взрослой публики. Студенты
гуманитарных вузов будут воспринимать происходящее на сцене
гораздо спокойнее, требовательнее, чем жители маленьких сибирских
городков, к которым театр приезжает три раза в год. Бывает публика
корпоративная, разобщенная и случайно зашедшая. Мы, взрослые
- такие разные в своих профессиях, мышлении, культурных привычках,
но дети... |
Здесь, видя, что зрители уже утомились, надо было обязательно начать с резкого звука, встрепенуть, дать свежих впечатлений. Но вместо этого звук все также плавно нарастает, и мы слышим, что зрители уже совсем не обращают внимание на песню. Она идет своим чередом, а дети разговаривают - своим... |
Когда в спектакле достигнуто интимное, тонкое доверие между актерами и залом, мы можем еще более поднять напряжение этой тонкой связующей нити. Мы постараемся удерживать уровень громкости на таком уровне, чтобы зрителю требовалост немного прислушиваться. Совершая это усилие, он укрепляет свое внимание, и тогда финальная фраза Принца ложится в сознание с кристальной ясностью: - Самое главное то, чего не увидишь глазами. И потом, обязательно надо заполнить зал звуком... |
Здесь тоже чувствуется, что мой коллега, снова действует проверенным, предсказуемым образом. Это ни в какой мере не спасает ситуацию, но делает ее еще более тягомотной, противной и липкой. Самоотверженный труд всего коллектива оказался не нужен целому залу, заполненному целевой аудиторией. |
И музыка на финал. В это время принято аплодировать. Аплодисменты бывают разными. Это могут быть овации, а могут быть хлопки. Звукорежиссер может поддержать хлопки, и перевести их в овацию. А может и не сделать этого. В этом финале была задумана обманка. Занавес закрывается, музыка затихает, потом снова открывается, и музыка подхватывает это движение. На этот раз звукорежиссер совсем не поддержал открывающийся занавес. Актеры стояли, и наблюдали, как толпа зрителей рвется в гардероб. |
Детские аплодисменты не громкие, но искренние. И после этого зал тихо пустеет. |
Хотелось бы подытожить тем, что в этом спектакле задействовано около 50 человек. Ответственность звукорежиссера - перед каждым из этих пятидесяти, начиная от реквизиторов, рабочих сцены, осветителей и кончая актерами. Если останется еще место, то хорошо еще выставлять себе самому цели, и отвечать за их выполнение. |
Дмитрий
Крутов
Красноярск
2009
Все аудиоматериалы, представленные в данной публикации могут использоваться только в ознакомительных или учебных целях. Запрещается изменять текст этой публикации, и модифицировать теги аудиофайлов. Запрещается публиковать статью или выдержки из нее в массовых изданиях без предварительных переговоров с автором. |
Статься взята с сайта http://kroutov.narod.ru/
Дизайн и разработка сайта - Дмитрий Крутов Красноярск Санкт-Петербург Kroutov © 2010 |
Фотография, правка текстов Ирина Безрукова Красноярск Irina Bezrukova © 2010 |
Основные направления сайта -
театр,
авторская музыка,
программирование,
фотография.
Авторская музыка в театре.
|